Прокладка дорог из вторичного щебня

Прокладка дорог из вторичного щебня

Дороги не всегда целесообразно делать из дорогих материалов. В некоторых случаях можно сэкономить и использовать более дешевое вторичное сырье. У вторичных материалов, прошедших переработку, физические свойства становятся хуже, однако прочность не теряется. Среди экономных заказчиков, которые не нуждаются в дорогостоящих стройматериалах, «вторичка» остается популярной. К такому сырью относятся: бой бетона и кирпича, вторичный щебень, бетонные плиты, асфальтовая крошка, битый дробленный кирпич. 

Асфальтовая крошка и бетонные плиты

Раздробленный отслуживший асфальт – хорошая альтернатива вторичному щебню. Благодаря битуму и смолам в составе обеспечивается нужное сцепление с прочими компонентами дорожного полотна. По такой дороге будет комфортно ходить и ездить, она прослужит долго. Бетонные плиты позволяют создать покрытие, не уступающее капитальной дорожной магистрали. Такая дорога будет не хуже той, которую проложили с использованием дорогостоящих материалов. Но следует учесть, что здесь не обойтись без крана, что уложит массивные плиты. К тому же сами по себе они стоят довольно дорого. Поэтому временные дороги лучше сооружать из переработанных материалов, таких как щебень. В пересчете на квадратный метр бетонной дороги это обойдется в разы дешевле.  

Бой кирпича и бетона

Источник получения кирпичного боя – демонтаж старых зданий либо брак на производстве. Этот материал можно использовать для отсыпки или ремонта дорожного покрытия. Причем желательно брать битый силикатный белый кирпич. Благодаря глине в составе кирпичи обладают способностью поглощать влагу, которая не будет застаиваться. Будучи помещенным в почву, такой материал сцепляется с мокрым грунтом. Шероховатая поверхность позволит колесам ездить без скольжения. Слой кирпичного покрытия зависит от нагрузки на дорожное полотно. В результате демонтажа зданий образуются и железобетонные отходы. Их также дробят. Чтобы удалить строительный мусор и другие примеси проводят дополнительную очистку. Бетонный щебень – это довольно прочный материал с хорошим показателем гигроскопичности. Он пригоден для использования в качестве подложки под асфальт.  

Вторичный щебень

Если предполагается использовать временную дорогу, то применение переработанных строительных материалов экономически выгодно.

Где используют продукт переработки?

Сфера применения вторичного щебня после переработки весьма широка:·         дороги с незначительной нагрузкой;·         заполнитель для бетона;·         изготовление бетонных изделий;·         системы дренажа;·         укрепление подвижных грунтов;·         заливка полов.Процесс укладки временной дороги из вторичного щебня занимает несколько этапов. После снятия верхнего грунта нижнее полотно засыпают материалом крупной фракции и трамбуют его катком, выравнивая поверхность. Далее кладется слой мелкого щебня и снова трамбуется. После этого объект сдается в эксплуатацию. Если по такой дороге не предполагается проезд тяжелых грузовиков, то от использования катка можно отказаться. Достаточно, если покрытие выровняют обычные самосвалы.

Использование вторичного щебня разной фракции

Выбор подходящей фракции материала зависит от особенностей использования дороги. Для нормального передвижения тяжелой строительной техники требуется брать зерна 40-70 мм. Из них выкладывается первый слой, а далее идет фракция 5-10 мм или 10-20 мм. Для монолитности поверх щебня кладут слой асфальтовой крошки. Дачные дороги, по которым ездят легковые автомобили, сооружаются с помощью мелких и средних по размеру зерен. Для пешеходных тропинок подойдет самая мелкая фракция– 5-10 мм. Трамбовка уложенного покрытия – обязательный этап строительства при использовании прошедшей переработку асфальтовой крошки. После этого процесса масса становится более плотной. Объем материала будет примерно вдвое меньше исходного.

Недостатки вторичного щебня

Недостатком является более низкий показатель прочности. Также вторичный щебень не способен выдерживать низкие температуры. При повышенных нагрузках его использование запрещается. Однако его можно с успехом применять в других случаях, когда низкая цена будет важнее недостатков (прочности, морозоустойчивости).